Имя:

E-mail:

Комментарий:

 

 

Design©2013, VEYE Web Studio

Выставка называется "Похороны тысячелетия", и вполне соотвествует столь мрачному названию. Но если видеть только то, что изображено на картинах. Если же задуматься над тем, что все эти уроды и идиоты, ползучие и рогатые гады, убийцы и каннибалы, чудовища и прочая нечисть, надо надеяться, отойдут в мир иной вместе с тысячелетием, которое мы провожаем со смешанным чуством тревоги, то тогда не так уж все и грустно. Тогда смертельный диагноз уходящему и прогноз, составленный художником, должен оставить нам чистое поле и радужное небо для написания новых картин светлого будущего.
Дай-то Бог!
Татьяна Абрамова.
Днепропетровск, "Наше мiсто"

 

Помолиться Богу и поскорее забыть эти кошмары. С этим жить нельзя!
Ольга Н

Отобразить правду очень сложно. Но у Вас это пока-что получается. Но все-таки нужны и светлые, добрые картины.
Резин.

Ув. Марк, вы очень талантливый человек!
Я очень рада, что в нашей стране есть люди за которых можно гордиться. Вас еще услышит весь мир, я в этом уверена. По крайней мере, я вам этого желаю. Но я не верю, что все так мрачно в нашей жизни. Каждый из нас должен оставить после себя свет для других.Особенно детям! Я верю в светлое будущее и всем этого желаю!
Желаю творческих успехов Марк!
Елена.

Марк!
Заканчивай выпендриваться, повзрослей, поумней и дай себе и миру доброе и светлое, полюби себя таким, какой ты есть.

Марк!
После Ваших картин хочеться смести с земли эту плесень - Человечество, а т.к атомной бомбы у меня нет, то хоть просто резать людей на улице. Жаль, что Ваши картины не могут вдохновить на добро, написание музыки, стихов. Очень жаль.
Ольга.

           Со Смоленщиной связано имя одного из великих русских писателей двадцатого века М. А. Булгакова. С сентября 1916 по февраль 1918 года он вместе со своей женой Т. Н. Лаппа жил и работал врачом в селе Никольском, а затем в Вязьме. Для его произведений актуальна проблема семьи с одной стороны и одиночества с другой. Рассмотрим ее на примере рассказа 1923 г. «Псалом».

            Данное произведение тяготеет к жанру фрагмента. Это рассказ с мелодраматическим сюжетом. Описывается коммунальная квартира в Москве, действие происходит в комнате главного героя, который тяготится своим одиночеством. У него дружеские отношения с соседским мальчиком Славкой. Мать Славки, Вера Ивановна, 7 месяцев живет без мужа. Рассказ заканчивается тем, что Вера Ивановна и Славка становятся семьей героя-повествователя.

              Название рассказа -  «Псалом» – текстуально обусловлено. В произведении дважды процитирован романс А. Вертинского «Это все, что от Вас осталось»: «Куплю я себе туфли к фраку / И буду петь по ночам псалом / И заведу себе собаку / Ничего, как-нибудь проживем» (1) Таким образом, вместо торжественного песнопения о Боге мы видим текст для эстрады, в этом состоит один из излюбленных булгаковских приемов – игра, несоответствие. Глубинный смысл названия становится ясен при более глубоком анализе.

              С классическим псалмом данное произведение сближают мотивы и тематика. Основная тема рассказа – одиночество. Герой тоскует. Вера Ивановна в одиночестве плачет («Вы будете плакать, а у меня тоска»)(2). Большая часть псалмов тоже раскрывает эту тему, человек на земле одинок и несчастен, он тоскует, потому что отделен от Бога:

   21 : 12 Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет.

   24 : 16 Призри на меня, и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

              В притче, которую главный герой рассказывает Славке перед сном, содержится назидание, схожее с библейскими мотивами:

33 : 15  Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

36 : 8    Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло.

36 : 11  А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

    Одним из важных мотивов, сближающих рассказ с «классическим» псалмом, являются «поющие» петли. Псалмы – тоже хоровые песнопения, часто содержат не только хвалу Богу или мольбы к нему, но и описание переживаний одинокого на земле человека. «Пение» дверных петель тоже выполняет функцию выражения переживаний главного героя, оно соответствует по своей окраске и передает эмоции этого человека: «петли поют приятно», «поют неприятно», «радостно спели петли» (3)

               На ночь главный герой рассказывает Славке притчу, которая представляет персонажа со стороны. К нему приходит  неизвестный господин в очках – «надзиратель над всеми драчунами» – и собирается отправить мальчика в Туркестан за плохое поведение, но после «чистосердечного раскаяния» он дает Славке велосипед, и Славка «катит и в рожок трубит»(4). Эта притча имеет сакральный смысл. Неизвестный господин обладает типичными для Булгакова чертами отрицательного и даже инфернального персонажа, это, во-первых, рыжая борода, во-вторых, темные (синие) очки. У самого Булгакова борода является  знаком обладателя знания, опыта, силы (5). Тёмные очки – атрибут Абадонны, ангела смерти, упоминаемого в Апокалипсисе и в «Мастере и Маргарите». Таким образом, архетипические характеристики господина в сочетании с индивидуально – авторскими демиургическими чертами позволяют говорить о потустороннем, инфернальном происхождении этой силы. Мотивы притчи связаны с апокалиптическими. Это «рожок» в руках Славки (8:6,7 И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый ангел вострубил…). Место уготованной Славке ссылки – Туркестан – можно воспринимать как метонимию жары, в контексте произведения – ада. Солдаты, играющие марш «так, что в ушах звенит», напоминают небесное воинство (12:8 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них.) Да и сам мотив суда над Славкой, совершаемого потусторонним персонажем, похож на «и судим был каждый по делам своим»(20:13). Чтобы ответить на вопрос, почему же персонаж не был отправлен в ад – Туркестан, обратим внимание на еще один мистический мотив в рассказе. Выделяется речь Славки, казалось бы по-детски косноязычная. Но мы понимаем, что в данном тексте для Булгакова важны христианские аллюзии. В науке существует термин глоссолалия. В принципе это расстройство речи, но в теологии он обозначает «разговор» верующего с Богом  на несуществующем, неизвестном языке – при излиянии на него Святого Духа. Пятидесятники, проповедовавшие главенство этой сущности, считали глоссолалию кульминацией Крещения Святым Духом, признаком богоизбранности данного человека. Кроме этого, образ женщины с ребенком традиционно ассоциируется с Богородицей и Младенцем. Все это приводит нас к мысли о необычной функции ребенка в рассказе.

        В начале рассказа Славка нечетко произносит слова, автор подчеркивает это не случайно. В контексте произведения это – глоссолалия как этап таинства крещения. Любопытна одна деталь: находясь в полусонном состоянии, он правильно произносит слово мальчик, что в его транскрипции должно было бы звучать как мальцик, ведь он не произносит звук (ч). Это может свидетельствовать о том, что его состояние изменилось, прервался или закончился процесс тайного Крещения. Область, в которую Славку переносит воображение героя-повествователя, и события, происходящие в ней, доказывают, что обряд Крещения был не просто прерван, а завершен. Он – избранный, крещен Святым Духом, и после покаяния он проходит перерождение, перевоплощение («начинает новую жизнь»(6)), и возвращается в свой мир уже «трубящим в рожок»(7), неподвластным законам обычного мира («Ну и замечательный же человек этот Славка! И как он под машину не попадет?»(8)).

        Таким образом, мы выяснили, каким является библейский подтекст в данном рассказе. Обратимся непосредственно к семейной теме. В «Псалме» есть 3 безымянных патернальных персонажа: герой-повествователь, неизвестный господин в очках и отец Славки – внесценический персонаж. Все они выполняют по отношению к этому герою покровительственно-контролирующую функцию. Славка и еще один мальчик, Шурка, находятся в подчиненном положении, неслучайно Славка в начале рассказа сравнивается с крысой – у Булгакова мышь или крыса символизируют человека слабого, потерявшего силу (ср.: Мышлаевский, Марк Крысобой), Шурка наказан за драку со Славкой. 2 женских персонажа, мать Славки и девочка, тихая красавица из 8-го номера связаны с богородичной символикой (одинокая мать с ребенком – и связанная с числом Богородицы). Любопытно, что для Булгакова актуальны именно эти образы: мать и девочка/девушка-невеста. А имя третьей героини – Наталья (родная, рожденная, рожающая) актуализирует семантику родов. Ведь в рассказе не только Славка перерождается, проходя Крещения. Происходит перерождение – инициация героя повествователя. Сначала он показан как патернальный персонаж, контролирующий Славку, но потом он оказывается несамостоятельным, «надевая» маску героя Вертинского, способного жить в одиночестве. Проявляется его промежуточное, «плавающее» состояние (9). Но к концу рассказа он проходит инициацию, отрекается от роли одинокого и обретает семью, становится отцом для Славки. Таким образом разрешается конфликт одиночества в рассказе. Герой-повествователь избавляется от него.

          И нам раскрывается смысл названия. Псалом поет человек тоскующий о своей отделенности от Бога и одиночестве. Герой не будет «петь по ночам псалом»(10). Он обрел свою Веру (игра слов) и духовное, божественное начало семьи, заключенное в ребенке. Восстановилось необходимая целостность.

    

   Примечания

   1) М. Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы. – М., «Олма-пресс», 2003  – С. 631.

   2) Там же, С. 634.

   3) Там же, С. 633.

   4) Там же, С. 633.

   5)  Подробнее см.: Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах м. Булгакова («Записки юного врача»). – Тверь, 2002.

   6) М. Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы. – М., «Олма-пресс», 2003.  – С. 633.

   7) Там же, С. 633.

   8) Там же, С. 633

   9) Подробнее см.: Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах м. Булгакова («Записки юного врача»). – Тверь, 2002.

   10) М. Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы. – М., «Олма-пресс», 2003. – С. 634.